Практика организации обучения, воспитания и сопровождения в условиях инклюзивного воспитания |
Представленная в практике модель инклюзивного образования в нашем ДОУ предусматривает не только эффективную социализацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, но и формирует инклюзивную культуру общества, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируются все участники образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются, всеми принимающиеся ценности.
Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика
Ограничение доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к полноценным образовательным услугам и, как следствие, социальная изоляция детей и их семей, всегда было острым вопросом системы дошкольного образования. Проблема инвалидности не ограничивается только медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Цель: создание системы обучения и воспитания, которая способствует реализации индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
Задачи по реализации инклюзивного образования:
- Создание нормативно – правовой и регламентирующей базы, в соответствии с законодательством РФ в области инклюзивного образования.
- Разработка и реализация плана развития инклюзивного образования в ДОУ, состоящего из аналитико-статистического, информационно-просветительского, социально-педагогического и программно-структурного направлений, а также содержательного методического обеспечения образовательной деятельности.
- Разработка паспорта доступности объекта инфраструктуры и плана мероприятий «Дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов, объектов и услуг до 2020 года, направленных на создание системы обучения и воспитания, которая способствует реализации индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
Представленная практика имеет значимость для сферы образования Красноярского края, она неоднократно представлялась на мероприятиях как муниципального, так и регионального уровня
Городской мастер-класс для заместителей и руководителей учреждений дошкольного образования г. Норильска «Инклюзия в системе дошкольного образования», заведующий Потейко А.В.
МАДОУ «ДС № 1 «Северок» осуществляет обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на инклюзивное образование.
Семинар-практикум «Модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» был представлен в рамках ДПП ПК «Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» на базе Красноярского института повышения квалификации, 2018 г.
Городские педагогические чтения «Норильский учитель: опыт прошлого – взгляд в будущее», 2019 г.
По итогам Всероссийской научно-методической конференции и городских педагогических чтений «Норильский учитель: опыт прошлого – взгляд в будущее» на сайте МБУ «Методический центр опубликован сборник методических материалов «Современная дидактика и качество образования» (ссылка…).
Публикация материалов по теме реализуемой практики в журнале «ЛОГОПЕД» № 6/2019, стр. 33 (ссылка…).
Отзывы, иллюстрирующие реализацию инклюзивной практики в МАДОУ «ДС № 1 «Северок» (ссылка…).
Фотоматериалы (ссылка…).
Данный материал был представлен на очном этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик 24-25 октября 2019 г. в Красноярском институте повышения квалификации.
Познакомиться с видеоматериалами практики организации обучения, воспитания и сопровождения в условиях инклюзивного образования можно здесь.
Идея инклюзии в нашем детском саду стала действительно профессиональной и культурной ценностью всего педагогического коллектива и родительского сообщества. В настоящее время в детском саду создана и реализуется модель инклюзивного образования, которая не только ориентирована на обучение и воспитание ребёнка, но и на сопровождение семьи, как целостной системы, в которой каждый элемент незаменим и уникален.
Экспертный совет V Федерального научно-общественного конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2018» по достоинству оценил проект нашего детского сада, в котором рассмотрена созданная в учреждении предметно — пространственная среда в рамках инклюзивного образования, и присвоил звание «победитель», в номинации «Новой архитектуре — достойную педагогику!» (ссылка…).