Формирование коммуникативных навыков и речевое развитие ребенка |
Формирование коммуникативных навыков и речевое развитие ребенка в адаптационный период — залог формирования полноценного речевого развития
подготовила: учитель-логопед Гордиенко Татьяна Валентиновна
Адаптация ребенка к пребыванию в детском дошкольном учреждении – сложный процесс. Приспособление к новым условия – процесс длительный. В первые дни, и даже недели, ребенку в детском коллективе очень трудно. Его пугают новая обстановка, большое количество сверстников, незнакомые взрослые и, главное, отсутствие рядом мамы, с которой у малыша связывалось чувство постоянной защищенности.
Следует обратить внимание на то, что адаптационный период для ребенка это не только тот период, когда ребенок приходит в детский сад впервые. На протяжении всего периода посещения ребенком детского сада, дети ходят в отпуск, остаются дома на выходные дни, болеют. И каждый раз, когда дошкольник возвращается в детский сад, ему приходится заново привыкать к новым условиям, обстановке, требованиям и способу общения с детьми и воспитателями. С самого начала очень важно помочь ребенку достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства: речевые и неречевые. Следует заметить, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечивается не только при помощи речи, но и использованием несловесных средств – взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий.
Особенно важно в адаптационный период не допустить замедления развития не только психической и познавательной деятельности, но и речевого развития ребенка. Для этого необходимо организовать время и среду пребывания так, чтобы процесс привыкания к новой обстановке прошел не только менее болезненно, но и с пользой для речевого и интеллектуального развития ребенка. Также очень важно, чтобы работа, направленная на преодоление трудностей в общении между детьми, на развитие коммуникативных навыков дошкольников, на формирование позитивного отношения к пребыванию в детском саду велась не только в начальном этапе, а и на протяжении всего года.
Коммуникативные способности дошкольника рассматриваются как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что связано с рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.
- Ухудшение состояния здоровья детей;
- Существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
- Глобальное снижение речевой культуры в обществе;
- Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию детей;
- Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интерсификации, либо в равнодушном к нему отношении.
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью.
Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребёнок будет включать полученные навыки в активную речь. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Исходя из вышеперечисленных особенностей, становится понятным, насколько важно не допустить замедления речевого развития ребенка, как в адаптационный период, так и периоды, приближенные к нему, поскольку развитие речи детей дошкольного возраста является ценностным и особенно важным при усвоении детьми социально значимых норм.
Как известно к основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Поэтому важно на разных этапах развития ребенка включать в ежедневные занятия игры, направленные его речевое развитие. Так в игровую деятельность детей раннего возраста необходимо включить игры на развитие гуления и лепета, игры на развитие артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопления пассивного словаря, формирования правильного звукопроизношения, начальных форм активной, в том числе связной речи. У детей средней группы важно развивать речевой слух, в ходе ролевых игр навыки диалогической речи и составления небольших рассказов. Особое место при формировании речи детей старшей группы, должны занять игры, направленные на развитие фонематического восприятия и связной речи. Основной задачей речевого развития детей подготовительной группы наряду с совершенствованием лексико – грамматического строя речи, является формирование навыка языкового анализа. Конечно же, всегда нужно помнить о формировании культуры общения.
Достижение поставленных задач возможно только при условии создания комфортных условий, необходимых для формирования чувства защищенности и спокойствия каждого ребенка. Поэтому вместе с играми на развитие речи в игровую деятельность необходимо включать игры, направленные на формирование эмоционального контакта с новым взрослым, на формирование предпосылок к общению со сверстниками, игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками, игры, направленные на формирование умения узнавать разные эмоции.
Необходимо понимать, что на любом этапе речевого развития важно развивать желание дошкольника проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо приобщать детей к участию в формировании среды группы, желанию поделиться впечатлениями, высказывать свое мнение и задавать вопросы, чтобы получить ответы на волнующие ребенка темы. Важно помнить, что только благодаря играм со сверстниками, а также по мере обогащения опыта ребенка, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи.
Игры, которые можно использовать в процессе работы над формированием речевых и коммуникативных навыков детей в различные возрастные периоды, представлены нами в приложении.
Приложение
Дидактические игры по развитию речи — вторая младшая группа.
Дидактические игры по развитию речи — средняя и старшая группы.
Игры для развития речи — подготовительная группа.