ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Северок, Северок...
Погодите, дайте срок - 
Вам понятно станет,
Кто же это Северок
Да и чем он занят.
С.Я. Маршак

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 "СЕВЕРОК"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 "СЕВЕРОК"

Северок, Северок...
Погодите, дайте срок - 
Вам понятно станет,
Кто же это Северок
Да и чем он занят.
С.Я. Маршак
МЕНЮ
Формирование коммуникативных навыков и речевое развитие ребенка

Меню навигации

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/289386

Архивы

Формирование коммуникативных навыков и речевое развитие ребенка

Формирование коммуникативных навыков и речевое развитие ребенка в адаптационный период — залог формирования полноценного речевого развития

подготовила:
учитель-логопед
Гордиенко Татьяна Валентиновна

Адаптация ребенка к пребыванию в детском дошкольном учреждении –  сложный процесс. Приспособление к новым условия – процесс длительный. В первые дни, и даже недели, ребенку в детском коллективе очень трудно. Его пугают новая обстановка, большое количество сверстников, незнакомые взрослые и, главное, отсутствие рядом мамы, с которой у малыша связывалось чувство постоянной защищенности.

Следует обратить внимание на то, что адаптационный период для ребенка это не только тот период, когда ребенок приходит в детский сад впервые. На протяжении всего периода посещения ребенком детского сада, дети ходят в отпуск, остаются дома на выходные дни, болеют. И каждый раз, когда дошкольник возвращается в детский сад, ему приходится заново привыкать к новым условиям, обстановке, требованиям и способу общения с детьми и воспитателями. С самого начала очень важно помочь ребенку достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства: речевые и неречевые. Следует заметить, что эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечивается не только при помощи речи, но и  использованием несловесных средств – взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий.

Особенно важно в адаптационный период не допустить замедления развития не только психической и познавательной деятельности, но и речевого развития ребенка. Для этого необходимо организовать время  и среду пребывания так, чтобы процесс  привыкания к новой обстановке прошел не только менее болезненно, но и с пользой для речевого и интеллектуального развития ребенка. Также очень важно, чтобы работа, направленная на преодоление трудностей в общении между детьми, на развитие коммуникативных навыков дошкольников, на формирование позитивного отношения к пребыванию в детском саду велась не только в начальном этапе, а и на протяжении всего года.

Коммуникативные способности дошкольника рассматриваются как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что связано с рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
  • Глобальное снижение речевой культуры в обществе;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию детей;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интерсификации, либо в равнодушном к нему отношении.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том  числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью.

Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребёнок будет включать полученные навыки в активную речь. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Исходя из  вышеперечисленных особенностей, становится понятным, насколько важно не допустить замедления речевого развития ребенка, как в адаптационный период, так и периоды, приближенные к нему, поскольку  развитие речи детей дошкольного возраста является ценностным и особенно важным при усвоении детьми социально значимых норм.

Как известно к основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Поэтому важно на разных этапах развития ребенка включать в ежедневные занятия игры, направленные его речевое развитие. Так в игровую деятельность  детей раннего возраста необходимо включить игры на развитие гуления и лепета, игры на развитие артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопления пассивного словаря, формирования правильного звукопроизношения, начальных форм  активной, в том числе связной речи. У детей средней группы важно развивать речевой слух,  в ходе ролевых игр  навыки диалогической речи и составления небольших рассказов. Особое место при формировании речи  детей старшей группы, должны занять игры, направленные на развитие фонематического восприятия и связной речи. Основной задачей речевого развития детей    подготовительной группы наряду с совершенствованием лексико – грамматического строя речи, является формирование  навыка языкового анализа. Конечно же, всегда нужно помнить о  формировании культуры общения.

Достижение поставленных задач возможно только при условии создания комфортных условий, необходимых для формирования чувства защищенности и спокойствия каждого ребенка. Поэтому вместе с играми на развитие речи в игровую деятельность необходимо включать игры, направленные на формирование эмоционального контакта с новым взрослым, на формирование предпосылок к общению со сверстниками, игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками, игры, направленные на формирование умения узнавать  разные эмоции.

Необходимо понимать, что на любом этапе речевого развития важно развивать  желание дошкольника проявлять любознательность и инициативу  с целью получения новых знаний. Для этого необходимо  приобщать детей к участию  в формировании среды группы, желанию поделиться впечатлениями, высказывать свое мнение и задавать вопросы, чтобы получить ответы на волнующие ребенка темы. Важно помнить, что только благодаря играм со сверстниками, а также по мере обогащения  опыта ребенка, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи.

Игры, которые можно использовать в процессе работы над формированием речевых  и коммуникативных навыков детей в различные возрастные периоды, представлены нами в приложении.

Приложение

Дидактические игры по развитию речи — вторая младшая группа.

Дидактические игры по развитию речи — средняя и старшая группы.

Игры для развития речи — подготовительная группа.

© 2024. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 "СЕВЕРОК". Все права защищены