«Ребенок в мире «простых» предметов» |
Мастер-класс
подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Малышева Валентина Васильевна
Цель: Распространение опыта работы по развитию творческого потенциала дошкольников, по активизации самостоятельно-поисковой деятельности.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с необычными приемами использования обычных предметов для развития воображения, творческого мышления и творческой активности дошкольников.
Предложить копилку методов и приемов активного обучения, создания эвристической образовательной ситуации, в результате которых можно получить непредсказуемый образовательный продукт.
Стимулировать креативную мысль педагогов.
Вступительное слово:
Добрый день, свое выступление хочу начать с таких слов: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» Антуан де Сент-Экзюпери
Вы верите в чудеса? Конечно верите, ведь мы с вами работаем с самым великим чудом – с ребенком! Не верите? Ну что же, за время, отведенное мне на мастер-класс, показать вам, что чудеса могут быть.
Предлагаю вашему вниманию, воспоминание из нашего детства.
Отрывок мультфильма «Варежка» — 25 сек
Только что мы с вами увидели маленькую волшебницу, которая в своем воображении смогла оживить простой предмет – варежку. Как вам такое чудо?
Актуализация.
— Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о настоящей собаке, вырастают творческие люди. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке.
— Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне инструмент — орудие и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля?
— Зачастую, мы не обращаем внимание на чудесный дар детей видеть в простых вещах – необычное, волшебное. Это дар объясняется отсутствием стереотипов мышления, которыми взрослые их насаждают.
— Приучая детей усваивать знания в готовом виде, используя за основу репродуктивный способ обучения, основанный на форме «Повтори за мной», мы формируем клише и гасим их природные творческие способности и стремление самостоятельно думать.
— Как вы думаете, что мешает развитию детского творчества?
СХЕМА – «Ромашка – варежка» (5 лепестков-варежек, на которых написаны причины)
- Неправильное руководство игровой деятельностью;
По мнению западных педагогов-психологов Л. Берга и Х. Реттера, всегда будет сохраняться противоречие между советами педагогов и реальной практикой детских игр с разными игрушками. Взрослые предпочитают предсказуемость игры, ее логическую последовательность и однозначность (например, мы играем по определенным правилам; это у нас – часы; бросаем мяч по очереди). Дети, напротив, с радостью встречают непредсказуемые занятия, которые можно было бы назвать свободной деятельностью. Игра спонтанна и многозначна, специфика игровых ситуации и используемых в них игрушек заключается в том, что они непредсказуемы, зачастую нелогичны, хаотичны, полифункциональны.
- Навязывание шаблонов, стереотипов мышления;
С детства детям внушают что можно делать, а что нельзя. А самое главное как правильно нужно играть.
Следует воспринимать своих детей не в качестве носителей каких-то талантов, а принимать такими, какие они есть. Трезво оценивать их силы и возможности, не оказывать давления, но быть готовыми всегда прийти на помощь и дать совет.
- Сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и дома;
Мощное влияние на культуру детской игры оказывает современный рынок. С появлением магазинов промышленной игрушки исчезают игрушки, сделанные своими руками. Например, у мальчиков вместо самодельных машинок, фигурок появляются пластиковые, механические машинки. По данным А. Nelson, в детской комнате ребенка-дошкольника находятся в среднем 500 игрушек. Этот избыток скорее беда, чем благо. Основная задача рынка игрушек – «делание денег», а не производство хороших игрушек, способствующих развитию и воспитанию детей.
- Предельная реалистичность мешает детям;
Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты… Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, т.к. «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес. Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Для ее развития нужны предметы-«полуфабрикаты»: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки.
- В самостоятельной продуктивной деятельности детям предлагается ограниченное использование материалов.
К сожалению при реализации программ педагоги крайне редко используют такие материалы, как соленое тесто, пластику, целлюлозную массу, а идут по пути наименьшего сопротивления, т.е. выбирают простой, традиционный вариант (Сегодня мы будем рисовать акварелью, или будем лепить из пластилина).
Основная часть.
— Поэтому было, решено действовать по-другому, использовать способность детей видеть в простых обычных предметах – необычное.
— Основываясь на нестандартности мышления дошкольника, были взяты на вооружения предметы, с которыми ребенок соприкасается и использует каждый день в обычной жизни. Поэтому предлагаю рассмотреть, такой обычный предмет, как ВАРЕЖКА.
— Работа в детском саду строится в соответствии с содержанием календарно-тематического планирования, в котором определенной теме посвящается одна или несколько недель. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. (СЛАЙДЫ)
Такой простой предмет как ВАРЕЖКА может стать предметом нашего пристального внимания, при изучении например, темы «Одежда» или «Зима».
— Давайте вместе попробуем подумать, как можно использовать ВАРЕЖКУ во всех направлениях развития детей:
— В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования психолого-педагогическая работа с детьми ведется по четырем направлениям:
- СХЕМА
Физическое развитие:
области
- Здоровье (варежка для закаливания, дыхательная гимнастика)
- Физическая культура (нетрадиционный спортивный инвентарь)
Социально-личностное развитие:
области
- Социализация (варежка-мирилка, театр, атрибут для подвижных игр, эмоциональные варежки)
- Труд (кашпо из варежек)
- Безопасность
Познавательно-речевое развитие:
области
- Познание ( варежки для счета, сенсорные варежки)
- Коммуникация («Чудо-варежка»)
- Чтение художественной литературы (Сказка «Рукавичка» — театр)
Художественно-эстетическое развитие:
области
- Художественное творчество (инструмент для рисования)
- Музыка (варежка-шумелка)
— Я раздам вам карточки с названием образовательных областей, а вы попробуйте найти необычное применение ВАРЕЖКЕ? Свой ответ можете записать словами, символами, моделями, так как вам будет удобно.
Участники мастер-класса записывают или зарисовывают свой ответ на карточках, затем прикрепляют на магнитах к соответствующим направлениям развития детей. Каждого участника прошу прокомментировать свою карточку.
— У каждого из вас появилась своя, не похожая на другого, мысль. Думаю, этому способствовало отсутствие образца. А теперь я хочу поделиться своим опытом работы с этим простым предметом.
Презентация слайдов из собственного опыта работы.
(СЛАЙДЫ)
— Поэкспериментировав с ВАРЕЖКОЙ во всех видах детской деятельности у детей появилась основа для сочетания, комбинирования, придумывания новых вариантов использования варежки в самостоятельной творческой деятельности.
- СХЕМА
— Для развития детского творчества должна возникнуть ситуация, в которой ему необходимо разрешить какое-то противоречие. Причем ситуацию может создать сам воспитатель посредством использования методов активного обучения, либо эта ситуация возникла спонтанно.
(рисую схему)
Методические приемы создания проблемных ситуаций (по Селевко Г.К) На слайде:
- Воспитатель подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- Сталкивает противоречия практической деятельности;
- Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций (взрослого, ребенка, предмета, сказочного героя);
- Побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение);
- Определяет проблемные теоретические и практические задания (например исследовательские);
- Ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.)
— Как мы можем создать такую ситуацию? (противоречие)
Например:
Игры на формирование умения выявлять функции объекта
«Что умеет делать?»
Правила игры: Воспитатель называет предмет (в среднем возрасте его можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Варежка: может греть, защищать от холода и ветра руки, порваться, цветной, растягиваться, теряться, являться атрибутом украшения нашего стиля
«Чем был — чем стал» (с 4-х летнего возраста)
Правила игры:
1-ый вариант: Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… (шерстяные нитки или шерсть – варежки, свитер, носки, шарф )
2-ой вариант: и наоборот, воспитатель называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
«Где живет?» (с 3-х лет).
Правила игры:
Воспитатель называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения (посуда, игрушки, одежда) и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте — это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Живая и неживая системы.
Например: Где живет варежка? (в магазине, в шкафу)
А еще? (в мультфильмах).
«Хорошо-плохо» (игра с младшего дошкольного возраста).
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
1 вариант:
Воспитатель: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Дети: Потому, что она сладкая.
Воспитатель: Съесть конфету — плохо. Почему?
Дети: Могут заболеть зубы.
«Аукцион» (со старшего дошкольного возраста).
Цель: учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета.
Правила игры: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.
Варежка – можно одевать на руки, она греет, положить мелкие детали чтобы не потерялись и так далее.
«На что похоже» (с 3-летнего возраста).
Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры: Воспитатель, называет предмет, а дети называют предметы, похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.
Красная варежка – перчатка, носок, помидор, …………………..
— Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем. Каждый ребенок решает ее по-своему. И задача педагога дать ребенку возможность раскрыть свой творческий потенциал.
Практическая часть:
— Сейчас я предлагаю вам самим создать творческий продукт, используя метод фокальных объектов, а точнее его самый простой вариант «Каталог».
(Раздаю участникам мастер-класса альбомные листы, на которых нарисован силуэт варежки, а в углу листа картинка с изображение какого-либо предмета или животного).
— Первый шаг: напишите 5 – 8 определений предмета, нарисованного в углу листа. Обратите внимание, что определения должны касаться различных характеристик предмета – цвет, форма. Фактура, характер, состояние и т.д.
— Второй шаг: наделите варежку этими свойствами и отразите это в рисунке графически.
— Готовые продукты вашего творчества прикрепите при помощи магнита на доску.
(Продуктивная деятельность 30 сек. – 1 мин.)
— Обратите внимание на то, что у вас получились совершенно разные варежки, не похожие друг на друга. Это и есть наша цель. Создание неповторимого непредсказуемого образовательного продукта.
— А теперь, я хочу предложить вашему вниманию опыт своей работы, по внедрению простых предметов в развивающую среду группы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Развивающая среда в группе»
У нас в группе есть волшебный сундучок, в котором постоянно появляются простые предметы (деревянная катушка, бутылка, различные коробки, пластиковая кружка, киндер яйцо и др.), а также там могут оказаться сломанные игрушки, которым мы дарим «вторую жизнь». Предметы могут появляться не только с подачи воспитателя, но можно разрешить и самим детям приносить и хранить наиболее безопасный, как мы взрослые считаем «мусор». И фантазии детей не будет предела!
ИТОГ:
Ребенок при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможностями, которые развиваются при благоприятных, социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которой относится детский сад. Просто надо помочь раскрыться каждому ребенку.
Задача воспитателя создать условие для интеллектуального, нравственного эмоционального самовыражения, для развития способностей детей в различных видах деятельности.
А задача моего мастер-класса показать, как нам в этом могут помочь простые предметы.