ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Северок, Северок...
Погодите, дайте срок - 
Вам понятно станет,
Кто же это Северок
Да и чем он занят.
С.Я. Маршак

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 "СЕВЕРОК"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 "СЕВЕРОК"

Северок, Северок...
Погодите, дайте срок - 
Вам понятно станет,
Кто же это Северок
Да и чем он занят.
С.Я. Маршак
МЕНЮ

Меню навигации

Заведующий МАДОУ "ДС № 1 "Северок"
Потейко Анна Валериевна
часы личного приема:
четверг с 16.00 до 18.00
адрес:
663305, Красноярский край, город Норильск, ул. Талнахская, 30а
: (3919) 34-40-28
: (3919) 34-41-12

Свежие комментарии

    Рубрики

    Стили взаимодействия педагога с детьми

    подготовила:
    Педагог-психолог
    МАДОУ №1 «Северок»
    Романовская Н.В.

    Ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых — сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой. Это не означает, что взрослые должны во всем следовать за желаниями ре­бенка. Задача педагогов сделать обучение ин­тересным и желанным для малыша. Главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него виды деятельности.

    Ребе­нок — уникальная, неповторимая личность со своими особен­ностями и склонностями, не существует единственно пра­вильного пути в развитии, а есть множество различных пу­тей, ведущих к одной цели — воспитанию здорового, творчес­кого и нравственного индивида. Ребенку нужно предлагать те виды деятельности, которые больше подходят ему, его типу темперамента, интеллектуальным особенностям, личностным склонностям.  Л.С. Выготский гово­рил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного тем, что ребенок учится по нашей программе в той мере, в какой она становится его собственной. Нет необходи­мости перегружать ребенка, стараясь дать ему как можно больше. Ведь между видами детской деятельности существу­ет широкая взаимная компенсация, и использовать следует те из них, которые лучше организованы взрослым и к кото­рым испытывает большую склонность сам ребенок.

    Существует несколько воспи­тательских позиций, каждая из которых может проявлять­ся в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возмож­но тогда, когда воспитателю удается занять позицию, спо­собствующую этому развитию.

    Только одна позиция из ниже перечисленных приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала.

    Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения сво­их целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: кук­лы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, ко­торые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не сме­ет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказы­вают своих истинных чувств, парализованные страхом пе­ред ним.

    Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых вос­питателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей воз­никает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Иванов­не, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

    Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно зна­ет, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следо­вать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укла­дывается в те нормы, которые она считает единственно пра­вильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чу­лан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, ко­торые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстре­мальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициа­тиву, предложить нестандартный выход из положения.

    Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ог­раниченной психической активности, воспроизведению сте­реотипных способов поведения и решения задач. Это проис­ходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в каче­стве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознатель­ность, тем самым ограничивая развитие способностей.  

    Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с вол­ком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

    Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, — предъявление своего натурально-си­туативного «я», которое может быть весьма привлекатель­ным для детей. Привлекательность основывается на их схо­жести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Крас­ная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реаль­ных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудно­стям планирования и прогнозирования собственных дей­ствий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных дей­ствий, не формируются усилия по преодолению сиюминут­ных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

    Спящая красавица. Спит. Окружающая действительность «для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо вос­принимает как помеху своим снам (грезам наяву).

    Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с деть­ми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального раз­вития детям нужно сравнивать свои действия, способы ре­шения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т. е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциаль­ные формы поведения. Проводя ежедневно по 8—9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизо­ванными, разболтанными: занялся одним, не закончил, на­чал делать другое, схватился за третье. Такое поведение сви­детельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструк­тивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит пси­хическое развитие.

    Наседка. Любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.

    Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Зна­менитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извоз­чики».

    Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «…эти фигуры были чудом искусства, а складыва­ние их — занятием первостепенной важности. Так ему каза­лось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятель­ность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и, в ча­стности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человечес­кую деятельность формальной системой операций. Она обу­чает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».

    Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственно­му намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает  рабов и функционеров.

    Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точ­но представляющая, как следует себя вести в разных ситуа­циях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс со­вмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры  и миром детей. Мери Поппинс обу­чает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ста­вит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным спосо­бам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по сво­ей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

    © 2021. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 "СЕВЕРОК".