Россия, Красноярский край, Норильск, Талнахская
Телефон:
+7 (391) 934-31- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Ветеринария: Победа кроется в желудке. Кормление скаковых лошадей // ЗМ 7(75) 2008

В меню наших коней входит только луговое разнотравье в живом виде летом и сушеном виде зимой. Традиционные концентраты и подкормки мы исключили полностью, т.к. это не видовой корм и может причинить вред здоровью лошади. В этой статье вы найдете обоснование вреда овса и исторические факты о его использовании в рационе лошади.

овес

Овес (как и все другие злаковые) — это семя для продолжения жизни. Природа хорошо позаботилась о защите семян: они могут сохранять жизнеспособность при значительном разбросе температур — от 0 до 50, устойчивы к механическим воздействиям — многие находятся в прочной оболочке, могут долгие годы находиться в «спячке». Задумывались ли вы глядя на мешок с овсом, почему он не прорастает? Все дело в «консервирующих» веществах — ингибиторах пищеварительных ферментов. Их задача сохранять семена в спящем состоянии пока не попадут в благоприятную для прорастания среду — пока они не встретятся с водой. Вода размягчает структуры оболочки и ингибиторы выделяются в воду. Именно их вы можете видеть в течение первых суток — мутная слизистая вода, у некоторых культур вода еще и цвет меняет. В естественных условиях эта слизь расходится в почву, в домашних условиях семена промывают под проточной водой. Если семя останется в воде с ингибиторами, то оно покроется плесенью и погибнет. Когда выходят все ингибиторы из семени, то в нем просыпаются жизненные силы, активизируется все питательные вещества и появляется росток.

А теперь представьте, что происходит, когда в желудок лошади попадает большое количество зерен одновременно… Зерна встречаются с водой и начинают выделять ингибиторы, которые деактивируют пищеварительные ферменты и мешают нормальному перевариванию пищи. Как результат – ощущение тяжесть в животе или боль. Кроме этого ингибиторы воспринимаются организмом как токсины, что запускает выделительную систему работать на пределе — это сильный удар по печени. Возможно вы спросите, как же справляется лошадь, которая пасется на лугу и есть семена травы. Это важный момент! Во-первых, луг — это огромное разнотравье и созревание семян происходит в разное время, поэтому количество съеденных колосков незначительно. Во-вторых, пищеварительная система травоядных приспособлена к быстрому выведению семян в не переваренном виде (лошадь используется как переносчик-сеятель для растений). В-третьих, на лугу никогда не растет один вид злаковых, это не естественно. А на засеянное поле овса или пшеницы вы не выпустите коня пастись.

Если обратиться к образу жизни дикой лошади, то мы никогда не увидим ее поедающей за раз 2-3 кг зерен овса. Не говоря уже о запаривание зерен или приготовлении каши. Откуда же тогда взялся овес в рационе домашней лошади? Полагаю, что корни лежат в средних веках, когда сам человек начал употреблять в пищу каши. Именно в средние века жизнь людей стала протекать в крепостях, т.е. в искусственно изолированном пространстве. В этих крепостях люди часто проводили взаперти по нескольку лет, например, во время осады. На ограниченной территории было невозможным выращивать достаточно плодов, чтобы прокормить большое количество людей и животных. Поэтому люди стали заготавливать припасы — продукты, которые могут долго хранится и их требуется относительно небольшое количество для утоления голода. И злаковые оказались самым удачными «консервами» – из горсти злаков можно было сварить много каши и на длительный срок утолить голод. В крепостях были и лошади… Обкашивать во время осады поля было невозможно — вот и давали животным то же самое зерно. Вскоре человек отметил, что получая овес у лошади появляется энергия и силы, чтобы идти в бой. Да и в походах было целесообразней везти за армией относительно небольшое по объему и весу количество овса, чем сено.

Хочется отметить, что кормление овсом боевых коней — это чисто европейская традиция. Так монгольская кавалерия использовала степных лошадей небольшого роста с короткими ногами. Скоростью они, конечно же не отличались, но делали дальние переходы до 200 км в сутки и кормились при этом только подножным кормом. «Только на подножном корму (что, впрочем, означало полную зависимость монгольской кавалерии от травяного покрова на пути следования). Зимовали монгольские лошади в степи, выкапывая прошлогоднюю траву, хотя, конечно, после такой зимовки по 240 километров в день не пробегали. Да и в свежем состоянии под оного легко вооруженного всадника требовалось 3-4 лошади, – вес человека серьезно обременял их. Такой конский состав сообщал монгольской кавалерии неподражаемую мобильность, но в ближний бой монголы избегали вступать даже с другими кочевниками. Другой вид имели лошади запада Великой степи. Татарские лошади выгодно отличались от европейских именно скоростью передвижения. Преследование татар всегда считалось делом бесперспективным, на что и указывал Тарас Бульба своим потомкам. Татары не только отрывались даже от казаков на коротких дистанциях, но и за день проходили до 100 километров сохраняя боеспособность. Притом, к тому же, татарские лошади в походе долго могли обходиться подножным кормом, в то время как европейские требовали фуража. Арабы производили совершенно иную модификацию лошадей. Вызывающую у европейцев приступы самой черной зависти. Арабский скакун особенных рекордов в скорости как раз не ставил, хотя и бегал на много быстрее европейских лошадей тяжелого типа, но в день проходил те же 100 километров, что и татарские лошади, но имея на себе 2-х всадников в полном вооружении (перед боем один спешивался). Ростом арабские кони не уступали самым большим европейским, хотя имели более легкое сложение (в общем, – 450-500 кг). Так что арабы вполне могли вести ближний бой с европейской кавалерией среднего достоинства. При том, такие звери производились крупными сериями, для массового вооружения армии. Ахиллесовой пятой этой конструкции был, однако, до последней крайности зафорсированный движок. Содержать арабских лошадей было трудно, так как если самые прожорливые европейские кони вполне удовлетворялись в походе фуражным зерном, то арабские предпочитали финики и сушеную рыбу, – продукты с большей энергетической ценностью (и стоимостью), а для работы требовали подачи воздуха с определенной температурой и влажностью. При не соблюдении этих условий мощность резко падала и преимущества перед европейской кавалерией исчезали.»

цитата из книги «История кавалерии с древности до новейшего времени»

Г.В.Ражнев, кандидат философских наук, полковник в отставке

В прошлые века отношение к лошадям было сугубо утилитарное – лошадь воспринималась как транспортное средство. Она должна была либо участвовать в боях, либо пахать землю и возить грузы. Поэтому в ее рацион включали то, что обеспечивало высокую скорость и выносливость. О здоровье и тем более о долголетии люди не думали, потому что боевые лошади массово умирали в первом же бою (из донесения лейб-гвардии кавалергардского полка после сражения при Бородино в 1812 году – 104 кавалериста погибло и 137 коней пало)

Сейчас, когда цивилизация отказалась от утилитарного применения лошади, для образованных коневладельцев на первое место ставится вопрос правильного кормления своего питомца, чтобы пища обеспечивала здоровье и давала энергию для полноценной долгой жизни и совместных занятий.

Как и каким овсом кормить лошадей (руководство 1896 года)

Коневодство. Содержание.

Из всех кормов, скармливаемых лошадям, овес является самым подходящим и лучшим.

Основное преимущество его перед другими кормами состоит в том, что он содержит все необходимые для организма лошади питательные вещества в подходящем количестве и в лучшей пропорции; отличаясь в то же время высокой усвояемостью, он уже через два часа после скармливания переваривается лошадью. Ячмень подвергается лишь чуть заметному действию желудочного сока, а рожь и пшеница остаются почти без всякого изменения.

Для лошадей овес считается самым выгодным кормом во все периоды их жизни. Он имеет для них такое же значение, как и мясо для человека.

Хороший овес должен быть чистым, твердым, сухим, с землистым запахом. Зерна должны быть почти одинаковой величины и не должны быть в слишком твердой оболочке. Вообще лучше выбирать не короткие и круглые зерна, а длинные и узкие. Цвет овса бывает различный: светлый, темно-желтый и черный, но это имеет малое значение.

Коневладельцам, которым приходится закупать овес на рынке, всегда следует его предварительно испробовать, для чего нужно взять несколько зёрен в рот: хороший овес на зубах легко крошится и не оставляет во рту ни неприятного вкуса, ни запаха.

Свежий овес труднее переваривается, от него немного слабит и он не так питателен, как старый. Поэтому необходимо скармливать овес спустя два или три месяца после его уборки. Это условие необходимо соблюдать особенно для породистых и выхоленных лошадей, естественно более чувствительных к указанному действию свежего овса, чем лошади простые, тем менее прихотливые в отношении корма. На скаковых, рысистых и охотничьих конюшнях поэтому, как правило, и не принято скармливать овес последнего урожая раньше марта или апреля месяцев.

Лучшим признаком свежего овса может служить свойственный ему землистый запах; кроме того зерна старого овса обыкновенно твёрже, суше и менее блестящие по сравнению с зёрнами свежего товара. Можно промывать такой овес и потом поджаривать.

В высшей степени вреден для здоровья лошадей затхлый, заплесневевший, плохо убранный — пыльный или собранный в неподходящую погоду овес. От такого корма могут возникнуть различные весьма опасные болезни, как например заболевания гастрического характера.

Овес, снятый слишком рано, до его полной зрелости, содержит меньше мучнистых частиц, а поэтому меньшее количество питательны веществ. За неимением подходящего овса можно немного ослабить вредное влияние испорченного, недоброкачественного овса; вымыв тщательно провеянный овес в воде, его высушивают на солнце или в сушилке и затем примешивают к нему небольшое количество поваренной соли и муки из можжевеловых ягод. Соль хотя и не имеет свойства исправлять плохое качество овса, но осуществляет раздражение в желудке и благодаря этому помогает процессу пищеварения. Но все-таки такой овес может служить кормом только в крайнем случае.

Также затхлый, овес может быть избавлен от плохого запаха примешиванием к нему порошка древесного угля (1 часть древесного угля на 24 части овса); эту смесь оставляют лежать две недели и потом очищают на веялке.

Вопрос о пользе скармливания овса, в раздавленном или раздробленном состоянии, вместо дачи его в цельном виде, давно интересует коннозаводчиков. Согласно исследованиям, вещество это имеет природу алкалоида, имеет бурый цвет, обладает запахом ванили и в белых видах овса находится в меньшем количестве, чем в черных.

Разминание овса лучше не применять. Оно совсем не уместно при кормлении лошадей, от которых требуется, быстрота; для таких лошадей, раздробленный овес вреден. Он придает им, правда, хороши вид и полноту, но за то лишает их силы, бодрости и энергии, особенно в том случае, когда это раздробление плохо выполнено, т. е. когда семенная оболочка не разорвана, а зерна только расплющены или раздроблены на части.

Лошади, кормящиеся овсяной дробиной, овсяной мукой или расплющенным овсом, быстро жиреют, но становятся маловозбудимыми, делаются вялыми и часто потеют. Если от лошади требуются сила, выносливость, энергия, крепкие, эластичные мускулы, стройное и сухое тело, т. е. такие качества, которыми должна обладать лошадь, отличающаяся резвостью, то следует давать овес в неизмельченном виде, добавляя небольшое количество соломенной сечки.

Сухая соломенная сечка, если она правильно и не слишком мелко резана, заменяет у лошадей, с хорошими зубами, отчасти зернодробилку: она заставляет лошадей тщательнее разжевывать овес и из-за этого необходима для сохранения их здоровья. Кормление одним чистым овсом нерационально.

На земледельческую, рабочую лошадь, совершающую лишь медленные движения, раздробленный овес, быть может, и не имел бы такого вреда, о котором только что сказано; но не следует забывать, что длительное кормление раздробленным овсом настолько ослабляет пищеварительный аппарат, что животное потом не в состояния питаться нормально; оно не переваривает уже цельный овес. Лошадям, привыкшим к раздробленному овсу, нельзя, без постепенного перехода давать цельный. Это обстоятельство, заслуживает внимания и является основным недостатком раздробленного овса. А на практике легко может случиться, что придется задавать цельный овес.

Итак, к кормлению раздробленным овсом, следует относиться осторожно и вообще такое кормление может быть рекомендовано только в следующих случаях:

1) Если зерновой корм дается животным, со слабой зубной системой (жеребятам моложе шести месяцев или сменяющим молочные зубы, старым лошадям с больными зубами).

2) Лошадям, жадно набрасывающимся на корм и поэтому недостаточно разжевывающим пищу. В этом случае очень полезно примешивать к овсу по возможности длинную сечку и этим заставлять таких лошадей медленнее поедать корм. Слабое смачивание смеси тоже приемлемо, так как это мешает лошади выбирать из корма одни зерна овса.

3) Если животное, из-за недостатка времени, должно как можно быстрее насытиться и получает поэтому овес без сечки. (Раздробленным овсом лошадь как раз может очень быстро насытиться). При дробленом овсе пищеварение облегчается отсутствием необходимости тщательного пережевывания; при этом сокращается и упрощается, а отчасти и устраняется важный процесс ослюнения пищи.

Лошади, получавшие раньше овес в раздробленном виде, должны по чуть-чуть приучаться к цельному овсу; иначе в первое время много зёрен остается без пользы для питания (не пережевываются), а также могут появиться еще и расстройства пищеварительных органов.

Дробленный корм и мука грубого, крупного помола, в частности, действует также как слабительное и потому их следует давать лишь старым лошадям или лошадям с плохой, слабой зубной системой.

Скармливание муки простительно только в тех случаях, когда требуется похудевшей лошади придать как можно скорей тело, тогда помогает ячменная мука, вареный картофель, льняное семя и морковь. Например в 6 ч утра ячменная мука с вареным льняным семенем; в 11 часов морковь или вареный картофель. В 16 ч — раздробленный овес и в 21 ч ячменная мука с вареным льняным семенем. Кроме этого лошади получают хорошее сено и воду (болтушку) с разболтанным в ней небольшим количеством муки. Разумеется, что переход должен совершаться только постепенно и кроме того не должен требовать от таких, поставленных на откорм лошадей, ни малейших усилий, так как жир и мускульная сила — две вещи разные.

Если лошадь мало или даже совсем не работает, то она может и должна довольствоваться минимальной дачей корма; если же она сильно напрягается, то следует ей давать столько овса, сколько она в состоянии съесть. Так как оболочка овса и размеры зёрен, далеко не всегда одинаковы, то понятно, что один сорт может входить в мерку в большем количестве, чем другой, а поэтому желательно, чтобы коневладелец определял дачу по весу, а не по мере.

Следует помнить, что основная мудрость при кормлении лошади – это постоянное поддержание равновесия между приходом и расходом организма и поэтому количество даваемого корма должно быть всегда в строгом соответствии с работой, которую животное производит.

Кормление

Путь к сердцу лошади лежит через желудок. Мы стараемся удовлетворить самые изысканные гастрономические пожелания наших лошадей. Делом чести наших менеджеров является закупка лучшего сена и овса. Перед кормлением овес обязательно плющится, а сено промывается. В рацион ежедневного кормления входит 2 кг моркови. Зимой мы даем лошадям «рощенку» – пророщенный овес, кладезь витаминов и полезных микроэлементов. Ежедневно для лошадей запаривается каша (смесь овса и отрубей). В клубе предусмотрено два варианта кормления: стандартное (овес – 6 кг, сено – 10 кг, отруби (в виде «каши») – 200 г), а также специализированное (диета согласно нагрузке и состоянию здоровья лошади). Мы поможем подобрать правильный рацион для Вашей лошади, приобрести необходимые корма и подкормки, а также проследим за правильным и своевременным кормлением. В качестве дополнительной опции мы предлагаем нашим коневладельцам кормление лошадей пророщенным овсом, который производится тут же в специальной комнате с особым микроклиматом. Проращивают зерно для повышения его питательности за счет превращения крахмала в полисахариды, увеличения содержания аминокислот, витаминов группы В и витамина Е. Комната для проращивания овса оборудована специальными стеллажами и имеет необходимый микроклимат. Все для того, чтобы зерно не плесневело и не прорастало слишком активно, ведь основная польза для лошади не в зеленых, длинных и сочных стеблях, а в нежных, белых, еле заметных росточках. Именно в них содержатся эти очень полезные для лошади витамины. Зерно овса проращивают в течение нескольких дней в теплом и светлом помещении. Пророщенный овес принято давать в виде брикетов как добавку к рациону, не чаще 1 раза в неделю. Такой корм особенно ценен в зимний – весенний период, когда у лошади нет доступа к траве и возникает дефицит витаминов и аминокислот. На каждой конюшне в нашем КСК существует специальная комната, в которой оборудована ванна для качественного проливания сена. Тюки закладываются в эту ванну, заливаются водой и как следует ворошатся. Вследствие этих нехитрых действий из сена вымывается большая часть пыли, сора и насекомых, которые при обычном скармливании попадают в пищевод и дыхательные пути лошади, вызывая при этом аллергические реакции и проблемы с дыханием. Поливанием сена из лейки данной проблемы не избежать. Пыль и сор только «прибиваются» к сену и попадают в организм лошади. Именно поэтому мы оборудовали данные помещения. Мы кормим промытым сеном всех лошадей без исключения, не дожидаясь просьбы владельца полить сено. Ведь проблемы легче предупредить, чем лечить. Но каждый владелец имеет право отказаться от такой подготовки сена, и его лошадь будет накормлена обычным сеном из сухого тюка. Помимо комнат подготовки кормов у нас есть помещение, удаленное от работы и содержания лошадей, в котором установлена зерноплющилка. Все лошади в нашем комплексе получают плющеный овес по желанию владельца. И конечно, существуют комнаты, в которых мы запариваем «кашу». Лошади в своем суточном рационе обязательно получают запаренный овес, перемешанный с отрубями, если владелец не просит исключить «кашу» из рациона.

Ссылка на основную публикацию
Похожее